<b>Почему Азербайджан не пугает падение цен на нефть</b>

<b>Почему Азербайджан не пугает падение цен на нефть</b>
Почему Азербайджан не пугает падение цен на нефть Мировые экономические новости, в частности резкое падение цен на нефть, в последнее время вызывают панический страх и беспокойство во многих странах, особенно нефтедобывающих. Все страны, экономика которых привязана к нефти, стараются принять какие-то опережающие меры или, по крайней мере, предотвратить возможные последствия.

Так, Россия уже намерена в ближайшее время снизить экспортные пошлины на нефть, так как в противном случае нефтедобывающим компаниям придется вскоре работать в убыток себе. ОПЕК снизила ежедневную добычу нефти на 1,5 млн. баррелей. Начавшееся падение цен на бензин в США тоже говорит о том, что и другим странам-экспортерам нефти надо вносить коррективы в свою политику.

Но в Азербайджане сложилась совершенно противоположная ситуация. Последние заявления министра экономического развития Гейдара Бабаева и президента Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) Ровнага Абдуллаева озадачили многих экспертов. По их словам, колебания цен на нефть сильно на экономике страны не отразятся, мол, правительство держит ситуацию под контролем.

А их прогнозы и вовсе непонятны. Так, сразу же после прогноза Бабаева о том, что мировые цены на нефть будут сохраняться на уровне $70-$80, этот показатель стал стремительно падать и уже упал ниже $70. Абдуллаев недавно заявил, что все проекты ГНКАР, в том числе по разработке месторождения «Умид», будут продолжены в будущем. Что же касается, пожалуй, основного вопроса в данной кризисной ситуации - ценовой политики ГНКАР – руководители Госнефтекомпании и других экономических структур страны стараются не касаться вообще.

Некоторые эксперты пытаются объяснить это прошедшими президентскими выборами и намечаемыми изменениями в составе правительства. Такие важные события, безусловно, влияют на высказывания госчиновников высокого ранга, старающихся не допускать «проколов» в столь сложное время. Но, думается, главная причина даже не в этом.

Дело в том, что в Азербайджане вся нефтяная цепочка – от добычи до ее продажи – находится в руках госмонополии – ГНКАР. И все доходы экспорта ее до уровня в $70 за баррель остаются ей, и лишь сумма, превышающая этот показатель, делится между компанией и Государственным нефтяным фондом (ГНФАР). Так что, нынешние цены ГНКАР вполне устраивают. Кроме того, при общем спаде цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках внутренние цены ни них в стране не меняются, изменить их можно лишь решением Тарифного совета.

Отсюда, пожалуй, и вытекают истинные причины необдуманных и хладнокровных заявлений чиновников. А отсутствие в стране подлинных рыночных отношений и государственная монополия на энергоресурсы в целом вселяет в них чрезмерную уверенность в собственных силах и возможностях. Им не страшны биржевые колебания, падение или рост цен на акции. И говорить тут надо не о высоком уровне маркетинга и менеджмента, а скорее о государственной нефтяной политике в целом. Этим же, скорее всего, займется уже новое правительство Азербайджана.




«Новости-Азербайджан»