Сергей Лавров: «Принцип территориальной целостности и права народов на самоопределение равноценны, и один из этих принципов не может быть выше другого»

Сергей Лавров: «Принцип территориальной целостности и права народов на самоопределение равноценны, и один из этих принципов не может быть выше другого»
«Не существует четкой иерархии основополагающих принципов международного права. И все серьезные ученые и практики рассматривают принцип территориальной целостности, права народов на самоопределение и другие принципы международного права, как равноценные.

И единственная попытка дать определение принципа самоопределения в контексте принципа территориальной целостности была предпринята в 1970 году в декларации, которую приняла ООН». Об этом, отвечая на вопрос московского корреспондента АПА на пресс-конференции, посвященной итогам прошлого года, заявил министр иностранных дел России Сегей Лавров.

Глава внешнеполитического ведомства России так прокомментировал суть этого документа: «Я сейчас не берусь цитировать точно правовой язык этого документа. Но смысл его сводился к тому, что уважение к территориальной целостности государства
предполагает обязанность властей этого государства обеспечивать права народов, которые проживают на его территории, включая их право на самоопределение, и только мирными способами решать все вопросы. А для государств, которые для этого применяют грубую военную силу, контекст в том, что уважение к праву территориальной целостности подвергается вопросу. Кстати, этот вопрос, прежде всего к тому, что совершил Михаил
Саакашвили в отношении народов, проживавших на грузинской территории, в отношении того, как он пытался решить проблему с правом этих народов на самоопределение. Поэтому ответ мой прост: не может один из этих принципов быть выше другого принципа. Они в международном праве имеют равнозначный смысл».

Отметим, что на пресс-конференции в Ереване Сергей Лавров заявил: «Россия вместе с другими сопредседателями МГ ОБСЕ не преследует иных целей, содействуя нагорно-карабахскому урегулированию, кроме достижения между сторонами договоренностей, которые будут соответствовать интересам армянского и азербайджанского народов».

Как передает АПА со ссылкой на «Новости-Армения», отвечая на вопрос армянского журналиста, могут ли интересы России в энергетическом сотрудничестве с Турцией быть выше права народа Карабаха на самоопределение, Лавров сказал: «Ответ простой – не могут».

«Когда мы говорим о том, что на нынешнем этапе сопредседатели пытаются помочь руководителям двух государств согласовать принципы, на которые будет опираться дальнейшее урегулирование, означает, что эти принципы заложат основы для подготовки юридически обязывающего мирного договора. Мы исходим из того, что в процессе подготовки такого договора позиция населения Карабаха не может не учитываться, но в каких формах это будет сделано - предстоит договориться и уточнить», - отметил Лавров.